Отдых и оздоровление детей
в Курганской области

Полезные материалы

Руководство для начинающих вожатых скачать

Презентация Геокешинг плюс фотоквест скачать

Презентация Опыт проведения тематических смен "Поколение Intel" скачать

 

 

Методические материалы к проведению праздника 9 июня – Международный день друзей скачать

 

Презентация "Без друзей меня чуть-чуть..." скачать

Презентация "В дружбе - сила!" скачать

 

Методические рекомендации для вожатых детских оздоровительных учреждений скачать

Методическое пособие для вожатых по работе в лагере скачать

 

Внимание! Походы нужно найти и спасти! (Губаненков С.М., г.Санкт-Петербург) скачать 

Организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации в условиях лагеря (Е.В.Киржой) скачать 

Школа юного экскурсовода как средство развития социального туризма (Пилюгина Е.В., Латышев О.Ю., г. Воронеж) скачать

Воспитание по-скаутски (В.В.Громов, г. Москва) скачать

Город мастеров (В.П.Васильев) скачать

 

Воспитание счастьем скачать 

От маски к имиджу: становление успешной личности ребенка скачать

Позитивное якорение: как радовать себя и ваших подопечных ребят скачать

Практический оптимизм скачать

Смысловое поле смены детского летнего лагеря скачать

 

Веселые игры для детей скачать

Игровое ассорти скачать

Игры в лагере во время дождя скачать

Игры для детского лагеря скачать

Интеллектуальные вопросы для викторин (для старших отрядов) скачать

Коллективные летнии игры для детей на свежем воздухе скачать

Сборник игр для детского лагеря скачать

Универсальные игры в детском лагере скачать

 

Набор аттракционов скачать

Полезные советы вожатому скачать

Полезные советы по уходу за своим настроением скачать

Привычка к оптимизму скачать

Советы о том, как сохранять улыбку скачать

 

Тренинговые упражнения в летнем лагере скачать

Тренинг для вожатых младших отрядов скачать

Тренинг для подростков  скачать

 

Дисциплина в детском лагере скачать 

Дисциплинарные принципы в отряде скачать 

Наказание в детском лагере скачать

Объяснение пределов допустимого поведения скачать

Поощрение в детском лагере скачать

Технология педагогической поддержки в детском лагере скачать

Эффект договора в полевых условиях скачать

 

Вопросы для викторин скачать

Да-Нетки скачать

Задачки с подвохом скачать

Набор аттракционов скачать

Эстафеты скачать

 

В декабрьском выпуске Вестника Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва) вышла статья о реализации социального проекта «Я и мой друг» в Курганской области. Проект предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с множественными и тяжелыми  нарушениями.

Программа профильных смен социального проекта «Я и мой друг» награждена Знаком качества «Лучшее-Детям». Данный проект реализует в Зауралье Государственное автономное учреждение Курганской области «Содействие детскому отдыху».

В 2013 году было проведено две смены для детей с ограниченными возможностями здоровья и предстоит проведение двух смен в 2014 году. Помимо смен, программой предусмотрена методическая и просветительская работа, а также комплекс сопутствующих мероприятий.

Предлагаем ознакомиться с опытом работы специалистов и организации специальных профильных смен             Скачать Вестник  (стр. 60)

 

Как работать со сложными людьми скачать

Названия отрядов и девизов скачать

Отрядные огоньки скачать

Памятка вожатому скачать

Рекомендации вожатому по проведению отрядных огоньков скачать

Речевки, кричалки и считалки скачать

Техника по работе с гневом скачать

Улаживание детских конфликтов в младшем отряде скачать

Что вожатому взять с собой в лагерь скачать

Этика вожатого скачать

 

Авторитет вожатого скачать

Взаимодействие с проблемными детьми скачать

Как быстро запомнить имена детей скачать

Как не сгореть на смене скачать

Как разговаривать с детьми скачать

Как разговаривать с родителями скачать

Как строить отношения с детьми из детских домов скачать

 

И.Ю. Исаева «Досуговая педагогика»

 

Конкурсная программа скачать

Праздник Нептуна скачать

Возрастные особенности детей скачать

Коллективное творческое дело скачать

Праздничный вечер скачать

Заповеди вожатого скачать

Методики изучения личности ребенка скачать

Советы - как провести первый день скачать

Игра-путешествие - Здравствуй, лето! скачать

Первая встреча вожатого с детьми скачать

Чем занять детей в лагере скачать

 

Программа по профилактике детского травматизма «Путь твоей безопасности» (ДОЛ «им. Павлика Морозова») образовательный программный модуль «Путь твоей безопасности» разработан специально для реализации в детских оздоровительных лагерях ОАО «РЖД» скачать 

Как помочь самому себе справиться со сложной ситуацией скачать 

Психологическая безопасность среды в ДОЛ скачать  

Как помочь вашему ребенку справится с психологической травмой скачать 

 

Интерактивный семинар для вожатых ДОЛ

Тема: «Преодоление конфликтов и конфликтности в детских оздоровительных лагерях»

 

Автор: Е.В. Орлова, методист Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического, магистр экстремальной психологии, супервизор Детского телефона доверия.

 

Цель: предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.

Задачи:

1. Помочь участникам научиться непредвзято оценивать конфликтную ситуацию;

2. Обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях, стратегии поведения в конфликтной ситуации;

3. Помочь участникам скорректировать свое поведение и поведение ребенка в ДОЛ в сторону снижения его конфликтности.

Ход проведения. 

В начале мастер-класса проводится интерактивное упражнение, целью которого является подготовить участников к активной работе по предъявленной теме.

1.     Интерактивное упражнение.

Время проведения 3 мин.

Всем участником необходимо разделится по группам, в группе по три человека (первый, второй третий). Определяется тема для каждого из участника в группе.

Задание для участников

Вы должны услышать друг, друга и при этом донести следующую информацию:

- первый рассказывает о том, как у него прошла работа в текущим летом в лагере;

- второй рассказывает о своих планах по работе в лагере на следующий год;

- третий рассказывает о том, с какими трудностями в своей работе пришлось столкнуться прошедшим летом в лагере.

Участники начинают и заканчивают работу в группе по команде ведущего:

  1. Получилось у вас справиться с заданием, если нет то почему?
  2. Каждый участник проговаривает свои чувства. 

В заключении ведущий подводит итоги: коммуникация, когда говорят все и трудно услышать и доносить информацию до собеседника, общение приведет к конфликтам. 

Участникам обсуждения предлагается разобрать конфликты по значению:

- конфликты, которые положительно сказываются на взаимоотношения и на саму личность;

- конфликты, которые разрушают взаимоотношения и психологически не безопасны для личности. Обсуждения конструктивных и деструктивных конфликтов.

Выводы.

По значению бывают конфликты:

конструктивные (оппоненты не выходят за рамки этических норм, разумных аргументов, разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы);

деструктивные (возникают, когда одна из сторон упорно и жестоко настаивает на своей позиции, или один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя его).

 

2. Что такое конфликт?

 

Конфликтом называют столкновение людей, группы или систем, причиной которого являются противоречия в целях и ценностях или желаниях.

Конфликт – неизбежное явление социальной жизни, а потому любой сотрудник ДОЛ обязан знать, какие причины приводят к конфликтам, как конфликт протекает, какие последствия он имеет в жизни лагеря и каким образом можно разрешить конфликты.

В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта. Среди участников конфликта различают:

1) оппонентов,

2) вовлеченные группы,

3)заинтересованные группы.

Оппоненты – это стороны, которые вступают в противостояние.

Непосредственными участниками конфликта (оппонентами) в лагере могут быть отдельные люди и группы. На этом основании можно выделить следующие типы конфликта:

  • внутриличностный (Я – Я)
  • межличностный (Я – Ты)
  • личность – группа (Я – Вы, Мы – Ты)
  • межгрупповой (группа – группа, Вы – мы)

Обсуждение, примеры.

3. Причины конфликта.

Почему человек конфликтует? Конфликт всегда имеет причины, он не возникает на пустом месте. Что стоит за конфликтом? Причиной могут служить различные факторы, в том числе личностные особенности конфликтующих сторон.

Например: недостаточно развиты коммуникативные навыки, отличия в манере поведения, в воспитании. Различия в представлениях о ценностях.

Далее проводится обсуждение с участниками занятия о причинах конфликтов в ДОЛ.

4. Стратегии поведения в конфликте:

- уступка

- уход

- конфронтация

- компромисс

- сотрудничество.

Участникам предлагается более подробно разобрать стратегии поведения личности в конфликте.

Зачитывается конфликтная ситуация (Приложение 2).

Дается задание в тройках обсудить, как бы эта предложенная конфликтная ситуация происходила, если бы были различные стратегии поведения у участников конфликта.

Вывод: Конфликт можно предотвратить на ранних стадиях развития. Сотрудничество – конструктивная стратегия поведения в конфликте.

Любой конфликт – в первую очередь процесс, развивающийся в определенной последовательности. 


5. Этапы развития конфликта.

Латентный (скрытый) – на этом этапе противоречия не осознаются участниками конфликта. Конфликт проявляется лишь в явном или неявном недовольстве ситуацией.

Осознанный – на этом этапе четко осознаются претензии, которые могут быть высказаны противоположной стороне в виде требований.

Открытый – позиция конфликтующего категорична. На этом этапе может оформляться группы, принимающие участие в конфликте.

Эскалация (усиление) – на данном этапе происходит некоторое событие, которое переводит конфликт, в стадию активных действий (оскорбления, желание применить силу и т.д.).

Тупик (время) – конфликт требует большого количества энергии от личности, бесконечно конфликт не может продолжаться и следовательно идет на убыль.

Разрешение – варианты исхода могут быть различными. Многое зависит от стратегии поведения людей задействованных в конфликте.

Для того что бы предотвратить конфликт, необходимо:

  1. Профилактика возникновения конфликтных ситуаций (различные мероприятия на темы связанные с коммуникацией, с межличностным взаимодействием в группе, обсуждения, диспуты, они могут быть как групповые, так и индивидуальные).
  2. Когда конфликт уже неизбежен, необходимо вмешаться в него третьей независимой от конфликта стороне. Желательно это сделать на этапе когда конфликт еще не перешел в открытые действия участников.

Приводится пример одного из методов работы с конфликтной ситуацией.

Метод переговоров.

Переговоры проводит третье лицо независимое от конфликта.

В первую очередь необходимо огородить главных участников от тех, кто мог бы быть рядом во время конфликта.

Необходимо внимательно выслушать каждого из участников показывая свою открытость тому, что говорит собеседник. Стараться  поддерживать постоянный контакт глаз; неназойливо периодически демонстрировать свои открытые ладони; не прерывать; не давать советов; подводить итог тому, что услышали;  делать замечания, показывая, что вы понимаете чувства собеседника.

1. Прояснение конфликтной ситуации - выслушать каждого участника конфликта по очереди, при этом постараться, что бы оппонент рассказывал от первого лица с позиции «Я», второму постоянно давать невербальное послание, что его тоже выслушают.

 Уточнить в чем состоит проблема (из-за чего произошел конфликт), а именно:

- что каждый из участников  хочет или не хочет в ситуации взаимодействия;

- что нужно или важно для каждого из конфликтующих в сложившейся ситуации.

 Очень важно в процессе беседы, быть безоценочным по отношению к каждому из участников конфликта.

2. Сбор предложений – в процесс беседы задавать вопросы, связанные с разрешением конфликта. Например: «Как же быть?», «Что необходимо предпринять для снижения напряженности?». Вести беседу и побуждать участников на то что бы каждый мог предложить несколько вариантов выхода из конфликтной ситуации.

3. Оценка предложений –  совместное обсуждение и выбор наиболее приемлемого варианта поведения для каждого.

4. Детализация решения – что будет выполнять каждый из участников конфликта для дальнейшего конструктивного взаимодействия. Так называемый «контракт» между конфликтующими сторонами.

5. Выполнение принятого решения.

В заключении участники интерактивного семинара работают в тройках, один рассказывает конфликтную ситуацию, с которой он столкнулся в своей работе, двое из группы рассматривают ее опираясь на знания, полученные на семинаре. Время дается по 5 минут для каждого в тройке. Обсуждение. Подведение итогов.

В конце занятийкаждый участник получает листок с информацией о некоторых правилах которые необходимо выполнять человеку для того что бы противодействовать возникновению серьезных конфликтов и некоторые  ошибки,  которые могут возникнуть в ходе обсуждения конфликта(ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

 

Литература:

  1. Андреев В. И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. М., 1995. 
  2. Бородкин Ф. М. , Коряк Н. М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.
    Брэмсон Р. М. Общение с трудными людьми. Киев, 1991. 
  3. Горелов И. Н. и др. Умеете ли вы общаться? М., 1991.
    Гришина Н. В. Если возникает конфликт // Психология в управлении. М., 1983. 
  4. Дена Д. Преодоление разногласий. СПб., 1994. 
  5. Донцов А. И. Психологическое единство коллектива. М., 1982. 
  6. Донцов А. И. Психология коллектива. М., 1984.
    Дружинин В. В., Конторов Д. С., Конторов М. Д. Введение в теорию конфликта. М., 1989. 
  7. Жариков Е. С. Уроки психолога для руководителя. М., 1990.
    Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. М., 1988. 
  8. Планкетт Л., Хейз Г. Выработка и принятие управленческих решений. М., 1984.
    Скотт Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления. Киев, 1988. 
  9. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М., 1992.
    Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990. 
  10. Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск, 1996. 
  11. http://zarabotu.ru/statyi/metodyupravleni.html. 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1. Конфликт

Внутриличностный – (Я-Я)

Межличностный – (Я-Ты)

2.  Виды конфликта             

Личность – группа (Я-Вы, Мы-ты)

Межгрупповой (группа-группа, Вы-Мы)

3.  Причины конфликта (повод, путь, почему?)

 4. Стратегии поведения в конфликте

                                +

УСТУПКА                                                  СОТРУДНИЧЕСТВО

(УЧИТЫВАЮТСЯ ИНТЕРЕСЫ

ДР. ЧЕЛ-КА)

                                               КОМПРОМИСС

УХОД (отклонение от конфликта)                  КОНФРОНТАЦИЯ

(УЧИТЫВ.СВОИ ИНТЕРЕСЫ)  

 

 5. Этапы развития конфликта

- Латентный

- Осознание

- Открытый (НЕТ) (позиция конфликтующего) (увеличиние участников кон-та, преобразование кон-та)

- Эскалация (усиление) – оскорбления, желание применить силу и т.д.

- Тупик (время)

- Разрешение (варианты исхода)

6. Метод переговоров

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Пример конфликтной ситуации в ДОЛ.

 

Мальчик Петя 13 лет приехал в лагерь первый раз. Он из многодетной семьи, одет скромно. Тихий, спокойный старался быть незаметным в первые дни пребывания в лагере.

На пятый день смены у лидера отряда Альберта пропадает мобильный телефон. Он жил в одной комнате с Петей. До пропажи, Петя интересовался мобильным телефоном Альберта. В результате Альберт обвинил Петю в воровстве при всем отряде. Началась травля Пети, со стороны детей в отряде. Его стали обзывать вором, игнорировать. Он пытался оправдываться, но его некто не слушал.

Надо сказать, что Альберт в этом лагере не первый раз, он занимается спортом, успешен в учебе, мама педагог, папа юрист. В прошлые смены показал себя только с положительной стороны. Вожатый, узнав о ситуации, оказался в растерянности. У него не было оснований для того чтобы не доверять Альберту, но и не было фактов того, что именно Петя украл телефон.

Далее ситуация усугубилась, приехала мама Пети и потребовала в категоричной форме, чтобы разобрались с ситуацией, она стояла на позиции что ее ребенок не воровал мобильный телефон.

К ситуации подключились родители Альберта и директор лагеря.

 

P.S.

Достоверно известно, что Петя мобильный телефон Альберта не брал.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Противодействовать возникновению серьезных конфликтов

помогают следующие правила:

Признавать друг друга.

Слушать, не перебивая.

Демонстрировать понимание роли другого.

Выяснить, как другой воспринимает конфликт, как он себя при этом чувствует.

Четко формулировать предмет обсуждения.

Устанавливать общие точки зрения.

Выяснить, что разделяет, после этого снова описать содержание конфликта.

Искать общее решение.

 

Наиболее серьезные ошибки, которые могут возникнуть в ходе обсуждения конфликта:

Партнер выдвигает в качестве ошибки другого собственный промах.

Партнер не раскрывает полностью своих мотивов.

Партнер уходит в оборону.

Поведение партнера диктуется исключительно тактическими соображениями.

Партнер использует служебное положение.

Припоминаются старые обиды.

Выясняется победитель и побежденный.

Большое значение в преодолении конфликтов имеют нормы. Нормы, обеспечивая предсказуемость поведения членов коллектива, позволяют каждому стандартно реагировать на ситуации, т. е. они оказываются фактором стабилизации отношений.

 

Психологическая работа с отрядом (детским коллективом) после переживания ситуации насилия

 

1. Назвать явление

Когда ребенка намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут, портят его вещи, когда его толкают, щипают, бьют, обзывают, подчеркнуто игнорируют - это называется насилие. Пока не назовете своим именем, все будут делать вид, что ничего особенного не происходит.

Дальше нужно понять, кто готов взять на себя ответственность за прекращение этого дела. Признак того, что готов - как раз готовность назвать насилие насилием. Идеально, если это сразу вожатый. Если же он продолжает петь песню про «Ну, он такой…» - придется идти выше. Надо найти того, кто назовет происходящее своим именем. И с него начинать работу.

Дальше тот взрослый, кто взял на себя общественность, для простоты будем называть его вожатым в лагере, хотя это может быть психолог, тренер и т. д. должен поговорить с группой, в которой происходит травля и НАЗВАТЬ явление группе.

Как правило, видно, насколько дети не осознают, что именно делают. У них в голове это называется «мы его дразним» или «мы так играем» или «мы его не любим». Они должны узнать от взрослого, что когда они делают так и эдак, это называется вот так и это - недопустимо.

Важно не давить на жалость. Ни в коем случае не «представляете, как ему плохо, как он несчастен?». Только: как было бы Вам в такой ситуации? Что чувствовали бы Вы? И если в ответ идут живые чувства, не злорадствовать и не нападать. Только сочувствие: да, это всякому тяжело. Мы люди и нам важно быть вместе. Иногда первого пункта и хватает, если только-только началось.

2. Дать однозначную оценку

Люди могут быть очень разными они могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить и грызть друг друга, как пауки в банке. Люди на то и люди, что они способны научиться быть вместе и работать вместе без того, чтобы. Даже если они очень-очень разные и кто-то кому-то кажется совсем неправильным. Можно привести примеры, что нам может казаться неправильным в других людях: внешность, национальность, реакции, увлечения и т. д. Привести примеры, как одно и то же качество в разные времена и в разных группах оценивалось по-разному.

Конечно, все это получится, только если сам взрослый так искренне считает. Это должна быть проповедь, а не нотация.

3. Обозначить травлю как проблему группы

Когда на людей наезжают, предъявляя им моральное обвинение, они начинают защищаться. В этот момент их не интересует, правы они или нет, главное - оправдаться. Дети не исключение. Особенно дети, зачинщики насилия, потому что очень часто это дети с нарциссической травмой, абсолютно неспособные переносить стыд и вину. И они будут драться, как гладиаторы за свою роль. То есть в ответ скорее всего вы услышите: «А чего он? А мы ничего… А это не я.» и пр. Понятно, что толку от обсуждения в таком ключе не будет. Поэтому не надо его вести. Не надо спорить о фактах, выяснять, что именно «он», кто именно что и т. д. Нужно обозначить насилие как болезньгруппы. Так и сказать: есть болезни, которые поражают не людей, а группы, классы, компании, отряды. Вот если человек не моет руки, он может подхватить инфекцию и заболеть. А если группа не следит за чистотой отношений, она тоже может заболеть - насилием. Это очень грустно, это всем вредно и плохо. И давайте-ка вместе срочно лечиться, чтобы у нас был здоровый, дружный отряд. Это позволит зачинщикам сохранить лицо и даже предоставит им возможность хотя бы попробовать примерить роль, которая «отвечает за здоровье отряда». И, что особенно важно, это снимает противопоставление между жертвами-насильниками-свидетелями. Все в одной лодке, общая проблема, давайте вместе решать.

С детьми постарше можно посмотреть и обсудить «Повелителя мух» или (лучше) «Чучело». С маленькими – «Гадкого утенка».

4. Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор

Результат не будет прочным, если дети просто погнутся под формальные требования вожатого.

Если группа очень погрязла в удовольствии от насилия, конфронтация может быть более жесткой. Далее следует вариант обсуждения на примере «Гадкого утенка». Напомнив детям тот отрывок, в котором описана травля, можно сказать примерно следующее: «Обычно, читая эту сказку, мы думаем о главном герое, об утенке. Нам его жаль, мы за него переживаем. Но сейчас я хочу, чтобы мы подумали о вот этих курах и утках. С утенком-то все потом будет хорошо, он улетит с лебедями. А они? Они так и останутся злыми, неспособными ни сочувствовать, ни летать. Когда в отряде возникает похожая ситуация, каждому приходится определиться: кто он-то в этой истории. Среди вас есть желающие быть злобными курами? Каков ваш выбор?».

Этот же прием может помочь родителям осознать, что если травят не их ребенка, а наоборот, это тоже очень серьезно. Их дети находятся в роли тупых и злобных кур, а такие роли присыхают так крепко, что начинают менять личность. Они этого хотят для своих детей?

Для индивидуального разговора с ребенком, не понимающим, что плохого в насилии или травле, это тоже подходит.

5. Сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт

До сих пор речь шла о том, как не надо. Ошибкой было бы остановиться на этом, потому что, запретив детям прежние способы реагировать и вести себя и не дав других, мы провоцируем стресс, растерянность и возвращение к старому.

Момент, когда прежняя, «плохая» групповая динамика прервана, раскрутка ее губительной спирали прекращена, самый подходящий, чтобы запустить динамику новую. И это важно делать вместе.

Достаточно просто вместе с детьми сформулировать правила жизни в группе. Например: «У нас никто не выясняет отношения кулаками. У нас не оскорбляют друг друга. У нас не смотрят спокойно, если двое дерутся - их разнимают».Если дети постарше, можно разобрать более сложные ситуации, например, то, что люди по-разному чувствительны, и то, что для одного -дружеская борьба, для другого может быть больно. Это может найти отражение в таком, например, правиле. «Если я вижу, что невольно задел и обидел человека, я прекращу делать то, что я делаю немедленно». Но слишком много, тонко и сложно не надо, по крайней мере для начала.

Правила выписываются на большом листе и за них все голосуют. Еще лучше - чтобы каждый поставил подпись, что обязуется их выполнять. Этот прием называется «заключение контракта», он прекрасно работает в терапевтических и тренинговых группах для взрослых, и с детьми тоже вполне эффективен. Если правила кто-то нарушает, ему могут просто молча указать на плакат с его собственной подписью.

6. Мониторинг и поддержка позитивных изменений

Это очень важно. Очень важно чтобы взрослый, который взялся разруливать ситуацию, не бросал группу. Он должен регулярно спрашивать, как дела, что удается, что трудно, чем помочь. Можно сделать «счетчик», какой-нибудь сосуд или доску, куда каждый, кому сегодня досталось или кто видел что-то, что было похожее на насилие, может положить камешек или воткнуть кнопку. По количеству камешков определяется, хороший ли сегодня был день, лучше ли на этой неделе, чем на прошлой и т. д. Да множество есть всяких фишек, тренеры и игротехники их знают. Можно ставить спектакли, сочинять сказки и делать коллажи про «хронику выздоровления», сделать «график температуры» и т. д. Суть в том, что группа постоянно получает заинтересованный интерес от авторитетного взрослого и по-прежнему считает победу над травлей своим общим делом.

7. Гармонизировать иерархию

Вот теперь пора думать про популярность. Про то, чтобы каждый имел признание в чем-то своем, мог предъявить себя группе, быть полезным и ценным в ней.